Госключ – Это приложение для смартфона, в котором выпускают сертификат электронной подписи (ЭП) без посещения удостоверяющего центра (УЦ). Госключ доступен для всех граждан РФ с подтвержденной учетной записью на Госуслугах. Ключи электронной подписи хранятся в самом приложении. Чтобы их использовать, не нужны ни токены, ни смс-пароли.
Как работает приложение. Для входа в приложение нужно установить надежный пароль, который нельзя забывать. Если вы потеряете устройство или забудете пароль, то ключ придется генерировать заново. Это сделано для безопасности.
Какие типы электронной подписи доступны в Госключе
У Госключа есть квалифицированная и неквалифицированная электронные подписи. Они очень похожи на обычные КЭП и НЭП, но все же не то же самое. Использовать подписи Госключа можно только в системах, которые с ним интегрированы. Например, вы сможете воспользоваться ими в кадровом документообороте, а вот подписать документы в системе Честный знак не получится, так как система пока не работает с Госключом.
Как сделать сертификат НЭП в приложении Госключ
-
Скачайте приложение.
-
Создайте учетную запись на Госуслугах и подтвердите ее в онлайн-банке, в МФЦ или Почте России.
-
Войдите в личный кабинет Госключа.
-
Зарегистрируйтесь в приложении.
После регистрации начнется процесс создания подписи. Затем необходимо подписать согласие на выпуск НЭП и обработку персональных данных.
Как сделать сертификат КЭП в приложении Госключ
Сделать КЭП немного сложнее, чем НЭП:
- Скачайте приложение
- Убедитесь, что у вас есть подтвержденный аккаунт на Госуслугах или создайте его.
- Подтвердите личность, чтобы зарегистрироваться в приложении Госключ. Сходите очно в любой офис МФЦ или отделение банка с паспортом. Или сделайте это удаленно с помощью загранпаспорта нового образца с биометрией и телефона с NFC, вместо этого подойдет регистрация в Единой биометрической системе (ЕБС).
Где хранится ключ электронной подписи
Ключ электронной подписи находится в приложении. Чтобы скачать его, перейдите в раздел «Информация — Мои настройки».
Что можно подписывать Госключом
Электронной подписью Госключа можно использовать на Госуслугах, а также при подписании документов из внешних информационных систем.
НЭП:
- получить ИНН;
- отправить налоговую декларацию физлица;
- согласиться или отказаться от уведомлений налоговой;
- получить выплаты после ДТП по ОСАГО;
- работать с кадровыми документами;
- заключить договор с оператором связи,купить или продать транспортное средство.
КЭП:
- оформить недвижимость в ЕГРН;
- запретить действовать с недвижимостью без личного участия;
- исправить ошибки в ЕГРН;
- оформить ипотеку;
- зарегистрировать или расторгнуть брак;
- получить выписку из реестра налогоплательщиков;
- зарегистрировать ИП или юрлицо.
Как отправить документ на подпись в приложение
Это можно сделать в личном кабинете на Госуслугах во вкладке «Подписание документов в Госключе».
- Укажите категорию документа и загрузите его файл.
- Введите название файла.
- Выберите необходимую подпись.
- Нажмите «Отправить».
Также отправка доступна при оформлении услуг на госпортале и в программе ЭДО, если они поддерживают подписание Госключом.
Как использовать Госключ
Отправьте документы в Госключ через Госуслуги или программу ЭДО. Уведомление о новых документах поступит в приложение. После — подпишите документы в приложении в течение 24 часов. По истечении срока неподписанный файл удалится автоматически.
Обратите внимание: Госключ — новый инструмент. Пока он работает не везде. Обычная квалифицированная электронная подпись (КЭП) — самый универсальный вид подписи, ее принимает почти 600 площадок. Ниже расскажем, как ее получить.